Какие возрастные нормы существуют?
Развитие речи у детей имеет подвижные нормы. Ведь каждый ребенок развивается по-разному. Мальчики обычно овладевают речью позже, чем девочки. Но существуют примерные ориентиры, которые помогут понять, присутствует ли клиническая картина задержки речевого развития.
Годовалый ребенок говорит примерно 10 слов. Конечно, это слова, которые ему понятны (например, «мама» или «папа»). Малыш знает, как называются привычные предметы и реагирует, когда их упоминают.
Двухлетний ребенок уже говорит небольшими предложениями, знает простые прилагательные и местоимения. Например, «красивый котик» или «я бегу». В этом возрасте у ребенка около 100 слов в словарном запасе. В 2,5 года знает свое имя, начинает задавать вопросы, подражает звукам животных.
Трехлетний ребенок составляет из нескольких предложений рассказ. Малыш правильно использует части предложений. Речь связная, ее уже может понять посторонний человек. Словарный запас увеличивается до 800 слов.
Почему происходит задержка развития речи?
Причины задержки речевого развития существуют различные, но их условно можно разделить на две категории.
Биологические факторы:
- Генетическая предрасположенность. Некоторые дети могут иметь наследственные особенности, которые влияют на их речевое развитие.
- Неврологические заболевания. Проблемы со стороны центральной нервной системы, например, церебральный паралич.
- Осложнения при рождении. Например, родовая травма, гипоксия, тяжелые роды, недоношенность.
- Слуховые нарушения. Снижение слуха препятствует формированию речи.
- Аномалии. Например, «заячья губа», «волчья пасть».
Социальные факторы:
- Недостаток общения. Дети, которые растут в среде с ограниченным количеством общения, могут отставать в речевом развитии.
- Семейные проблемы. Конфликты в семье, стрессовые ситуации или отсутствие стабильности могут негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка и, как следствие, на его речевом развитии.
- Билингвизм. Если в раннем возрасте произошла смена страны проживания, то ребенку будет сложнее начать говорить, так как в семье разговаривают на одном языке, а окружающие — на другом.
- Гиперопека. Если родители предугадывают все желания ребенка и проговаривают за него, то малышу становится незачем говорить самому.
Как проявляется ЗРР?
Задержка развития речи, как правило, не сопровождается отставанием в общем развитии. У малыша сохраняются интеллектуальные способности и психические функции. Родители могут заметить следующие признаки задержки речевого развития:
- 1 год. Ребенок молчит или произносит однообразные звуки, не дает реакции на сказанные ему слова.
- 1,5 года. Пытается произнести первые слова, имеет скудный словарный запас, состоящий из менее 10 слов.
- 2 года. Не говорит, не определяет предмет, который назвал взрослый, не строит простые предложения.
- 3 года. Речь несвязная и непонятна окружающим, не может описать простые действия и события, предпочитает не говорить, а показывать жестами.
Указанные временные рамки являются примерными, так как дети развиваются по-разному.
Как диагностировать и вылечить?
Задержка речевого развития у детей — проблема, которая находится на стыке компетенций нескольких специалистов: врачей, логопедов, психологов. Педиатр проводит беседу с родителями, выясняет подробности развития речи у ребенка и направляет к другим узким специалистам. Невролог оценивает рефлексы, координацию движений, исключает поражения мозга, назначает инструментальные исследования. Логопед проводит оценку речевого аппарата. Психолог составляет портрет семьи и определяет, насколько семейные обстоятельства могли повлиять на развитие речи у малыша.

После комплексной диагностики разрабатывается план лечения в зависимости от причин, из-за которых произошла задержка речевого развития. Может применяться медикаментозная терапия, физиотерапия, логопедический массаж. Родителям дают рекомендации, как лучше организовать окружающую среду, чтобы малыш заговорил. Лечение подбирается индивидуально под каждого ребенка.
Задержка развития речи — это сложный и многогранный процесс, который не всегда является признаком серьезных нарушений. Однако требует коррекции и внимательного подхода со стороны родителей, педагогов и специалистов.